Экологическое воспитание – приоритетное направление развития современной казахстанской школы
Несмотря на все трудности и вызовы связанные с пандемией, школа остается культурным и просветительским центром, призванная решать ряд общечеловеческих проблем, в том числе экологической.
Действительно, проблемы экологического сознания сегодня занимают огромное место. Но говорить о проблемах – это одно дело, а стремиться решать - другое. Что может предложить школа?
Необходимость формирования экосознания и экокультуры как на личном уровне, так и на уровне школьного сообщества (ученики, родители, учителя) навела нас на идею создания экологического проекта, опытом работы по нему я и хочу поделиться.
Развитию направленийэкопроекта предшествовало ознакомление с глубоким анализом экологического состояния города. Используя имеющийся опыт и собственные ресурсы, а также привлекая социальных партнеров мы обозначилипроблемы городского масштаба, в которых школа может принять активное участие. Это:
- Неразвитая система сбора, в т.ч. раздельного сбора ТБО.
- Восстановление лесных ресурсов, загрязнение водного бассейна
- Эффективное использование энерго и теплоресурсов
Таким образом, определились цели проекта: формирование у обучающихся и взрослых ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования.
Проект развернут в рамках 6 кластеров :
Фитопроизводство, обращение с отходами, энерго и тепло сбережение, экотуризм, эко- инновации, поддержка биоразнообразия, цифровые технологии. Каждый кластер опирается на инициативы участников и пополняется новыми идеями.
В конце июля Президент РК Токаев К. вновь напомнил о необходимости введения экологического воспитания в школе. В ИМП на этот учебный год большое внимание уделяется развитию общечеловеческих ценностей через вариативный курс «Глобальные компетенции», в котором предлагается направление «Экология» для 6-х классов. В нашей школе практикуется интеграция экологии во все школьные предметы. Команда учителей-предметников, просмотрев календарные планы, выбрала темы, в которые можно было бы включить задания по экологии в соответствии с целями обучения ГОСО. Были определены виды работ во всех классах, начиная с предшкольной подготовки до десятых. Интеграция оказалась возможной практически в каждую образовательную область учебного плана, как отмечал министр образования в своем обращении. Работа по экологическим темам не требует организации отдельной учебной деятельности, а наоборот, позволяет расширить возможности преподавания для достижения надпредметных и воспитательных задач через внедрение практико-ориентированного подхода. Так появились авторская программа факультативного курса по экологическому воспитанию «Практическая экология: сортировка мусора» и
методические разработки.
Учитывая возрастные особенности детей и их интерес к различным гаджетам, мы обратили внимание на использование информационных технологий. В школе реализуется проект «Мобильные приложения для отслеживания экоследа каждого человека». Дети научились энергосбережению, определять экологический индекс в супермаркетах, умеют рассчитывать экослед и находят способы его нейтрализации. Все участники проекта имеют доступ на республиканскую платформу «Моя экошкола жизни», где обмениваются опытом работы 312 образовательных учреждений из 5 регионов страны.
С возникновением новых идей возникают новые инновации, которые раширяют и дополняют по нынешний день наш проект. Мероприятия объединились в направления:
1 направление «Мы-друзья природы»: ставятся опыты на гидропонных установках, реализуется проект фитомодуль и проект озеленения и благоустройства территории школы. Отрадно, что исследовательский проект школьников по вопросам организации капельного орошения на пришкольном участке получила реальную площадку. В марте 2021 года команда школьников представила опыт работы на областной выставке, где руководителем «Оператор РОП» и акимом ВКО Д.Ахметовым был вручен детям Сертификат на 300 тысяч тенге, который мы направили на установку оборудования по капельному орошению.
2 направление «Сортируем ТБО»:
Включает экоидеи в робототехнике, занятия в природных мастерских, родительское движение «Экодом».
В рамках республиканского марафона «ЭкоАсар» была собрана макулатура со всего микрорайона, а каждый ребенок изготовил из вторичного сырья поделки, которые размещались в Интернет магазине, доходы были направлены нуждающимся семьям.
3 направление «Волонтеры»:
Мы считаем, что эко-социоволонтерское движение, эко-коммерциализация, эко-робототехника актуальны и своевременны. Немаловажна и работа школьного лесничества и развитие экотуризма на экологической тропе в сосновом бору.
В рамках проекта работают традиционные городские мероприятия «Startup weekend: Green Tech», конференции в формате ТэдХ, РэдХ.
Приятно наблюдать как зарождается новая экофилософия среди участников проекта. Волонтерская деятельность становится для них образом жизни: именно они ведут разъяснительные беседы с жителями города и районных центров о вторичном использовании ТБО и о его сортировке. Наш город включен в проект по раздельному сбору ТБО, но у горожан еще не сформированы эконавыки. Надо не только расставлять мусорные баки, а научить культуре раздельного сбора, поэтому призываем коллег подключиться к экопросвещению родительской общественности и школьного сообщества. Успех экологического проекта – это альянс семейного и педагогического воспитания.
Создание Социального паспорта школы, помогла увидеть перспективы сотрудничества с общественными структурами. Школа нашла своих единомышленников в лице отдела внутренней политики г.Семей, РГУ «Департамент экологии по ВКО», ОФ «Центр семьи», молодежный бизнес-инкубатор КазГЮИУ, ГЛПР «Семей орманы», сеть супермаркетов. Были подписаны договора и заключён меморандум о сотрудничестве сторон в рамках проекта.
Современный мир ждет от школы выпускников, обладающих глобальными компетенциями, способными быть гражданами мира. Чтобы подготовить такого выпускника учитель уже не может ограничиться только преподаванием своего предмета. Одним из основных критериев компетентности педагога является его участие в социально-значимой общественной деятельности. Мы убедились, что такая деятельнсоть позволяет объединить детей, наполнить их взаимодействие творчеством, включить в полезное дело и воспитать их самосознание.
Именно влияние личности учителя, его социально значимая роль в различных аспектах жизни учеников лежат в основе оценивания конкурса Национальной премии «Учитель Казахстана» -2020. Учитель русского языка и литературы Жанаспаева М.З. стала лауреатом данной премии, награждена денежным призом и золотым слитком. Учитель номинирована от Казахстана на Глобальную премию «Учитель Мира -2021». Она представила на конкурс экологическую и волонтерскую деятельность как одно из направлений ее опыта работы в школе.
Участие в проекте позволила учителям расширить границы своих возможностей и сформировать педагогическую практику в экологическом аспекте.
Призываем учителей занимать активную жизненную позицию в решении общественно - социальных проблем.
Как мы видим, командная работа школы очень многообразна, а главное, результативна. Мы видим не только экологический, но и экономический и социальный эффект.
Сегодня наше государство во главе важных проблем ставит проблему экологии. То есть, мы, живущие сегодня, должны быть ответственны перед потомками, ведь школа-это место, где формируется глобальное мышление и новое сознание.
Ахметкалиев Н.Н.- директор СОШК №3







